jueves, 10 de mayo de 2018

Часть 2. Современные скрипки.



Автор:  Михаил Степанович Ковальчук


Тайны скрипки.
Часть 2.
Современные скрипки.




Все люди, в той или иной степени, знакомы с современной скрипкой и многим известно, что в настоящее время существуют акустические и электрические скрипки, но мы  будем говорить только об акустической скрипке. Чтобы больше узнать об этом музыкальном инструменте, давайте почитаем   энциклопедию, а также, обратимся в другие источники. Там мы обнаружим много разной информации, которая содержит массу интересных противоречий и несоответствий, т.к. написана эта информация разными людьми и с разными целями.

И так, читаем: «Скрипка – струнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVIвеке, получила широкое распространение в XVIIвеке …»

Читаем далее: 

«В середине XVIвека на севере Италии сложилась современная конструкция скрипки. Право считаться изобретателем «аристократической» скрипки современного типа оспаривают Гаспаро да Сало (ум.1609) из города Брешии и Андреа Амати (ум. 1577) - основатель кремонской школы. Прекрасной формой и превосходным материалом отличаются скрипки Амати, сохранившиеся с XVIIвека. Ломбардия славилась производством скрипок и в XVIIIвеке, чрезвычайно высоко ценятся скрипки производства Страдивари (1644 – 1737) и Гварнери (1626 – 1698).»







На первый взгляд в прочитанном нет ничего необычного, но обратим внимание на то обстоятельство, что нам настойчиво повторяют - «современный вид приобрела в XVIвеке», «В середине XVIвекана севере Италии сложилась современная конструкция скрипки. Право считаться изобретателем «аристократической» скрипки современного типа оспаривают Гаспаро да Сало (ум.1609) из города Брешии и Андреа Амати (ум. 1577) - основатель кремонской школы», 

«чрезвычайно высоко ценятся скрипки производства Страдивари (1644 – 1737) и Гварнери (1626 – 1698)»
Ознакомившись с этой информацией, у подавляющего большинства людей складывается мнение, что современная скрипка сформировалась в Италии, в серединеXVIвека и существует в таком виде уже более 400 лет. 
Но существует и другая информация, которая ставит под сомнение это общепринятое мнение.
В последние несколько десятилетий, все чаще появляются афиши с приглашениями на концерты барочной музыки и в этих афишах также говорится, что музыканты будут играть на барочных скрипках. В информации о барочной скрипке мы находим, что барочные скрипки, это скрипки, которые были изготовлены в эпоху барокко (1600 – 1750 г.). Также, к барочным скрипкам относятся всевозможные копии этих старинных инструментов. Далее мы узнаём, что барочные скрипки, по сравнению с классическими скрипками, имеют более толстую шейку, более короткий гриф, более низкую подставку и другие отличия.


К барочным скрипкам можно отнести также и скрипки Амати, Страдивари, Гварнери и других знаменитых мастеров, т.к. они были изготовлены в период барокко.  Но это, не совсем справедливо, т.к. в следующей  информации  говорится, что примерно с 1800 года, следуя новым звуковым идеалам и ростом исполнительского мастерства скрипачей, а также развитием музыкальных жанров и композиторского искусства,  большинство барочных скрипок, и в том числе, скрипки знаменитых итальянских мастеров Амати, Страдивари, Гварнери  подверглись основательным изменениям с целью усиления звука и увеличения технических возможностей инструмента. На этих скрипках была уменьшена толщина и увеличена длина шейки, увеличена длина грифа, изменен угол наклона грифа, увеличена высота подставки, а также возможно, были сделаны и другие изменения. Так возникли современные классические скрипки с сильным звуком, а редкие не модернизированные барочные скрипки звучат значительно тише.

Из этого делаем вывод, что в настоящее время существует два вида акустических, современных скрипок: это барочная и классическая скрипки, а время окончания формирования современных скрипок сдвигается к началу XIXвека. Также, из вышеописанного следует, что почти все скрипки знаменитых итальянских мастеров Амати, Страдивари, Гварнери и других мастеров, были реконструированы совершенно другими мастерами и превратились из барочных в классические скрипки. Можно предположить, что прекрасное звучание этих скрипок обусловлено вмешательством мастеров реконструкторов. Но опять возникает противоречие, т.к. существуют свидетельства музыкантов, которые утверждают, что не все скрипки знаменитых итальянских мастеров имеют очень хороший звук. Также, мы можем встретить барочные скрипки с сильным, богатым по тембру звуком, а многие классические скрипки имеют тихий и бедный по тембру звук. Некоторые специалисты высказывают мнение, что хорошее звучание скрипок во многом обусловлено формой корпуса скрипки, сформировавшейся в середине XVIвека. Но и это не совсем правильно, т.к. звучание скрипок с одинаковой формой корпуса может быть диаметрально противоположным. Может возникнуть вопрос, а каким образом сформировалась именно такая форма корпуса современной скрипки, с ее округлыми боками, узкой талией, сводчатыми деками, выступающими углами и завитком на головке. Мы можем предположить, что прежде всего, это результат эволюции скрипки, когда она постепенно усовершенствовалась для удобства игры и для расширения технических возможностей, т. к. появлялись новые критерии в музыкальном искусстве, а это в свою очередь было обусловлено развитием социально-экономических отношений в обществе. Следует также отметить, что округлые черты скрипки, резонаторные отверстия- эфы, завиток на головке и выступающие углы, скрипки окончательно сформировались в эпоху барокко.
Давайте посмотрим на здания и мебель того времени.







Мы везде заметим некую парадность, напыщенность, вычурность, округлые формы с множеством завитков и т.д. Известно, что скрипки знаменитых мастеров изготавливались для очень богатых людей того времени и скрипичные мастера эпохи барокко стремились придавать скрипкам изысканный вид, который соответствовал бы высокому положению в обществе владельцам этих инструментов.


Со временем изменялись эпохи, изменился внешний вид зданий и мебели, исчезли всевозможные излишества, но свои основные функции, здания и мебель выполняют по прежнему.



Только форма скрипки практически не изменилась с XVIвека и остается барочной, хотя и были попытки изменить ее. Некоторые новые формы скрипок были совершенно неестественными, надуманными и являлись некой попыткой авторов просто привлечь внимание к себе. Также были изготовлены скрипки с более подходящей формой для музыкального инструмента, но отсутствие у мастеров этих инструментов достаточных знаний об акустических особенностях скрипки, не позволило продемонстрировать хорошие звуковые качества их инструментов и эти формы скрипок не получили дальнейшего распространения. Возможно, среди скрипок с новой формой встречались и достойные инструменты в звуковом плане, но в силу многих причин и обстоятельств, форма скрипки остается барочной до наших дней. 




Основной функцией скрипки является – воспроизведение музыкальных звуков, в результате чего мы можем слушать прекрасную музыку. Чтобы звучала красивая скрипичная музыка, хорошему скрипачу необходимо играть на хорошем инструменте, т.е. скрипка должна иметь очень хорошие звуковые качества. По общепринятому мнению, к очень хорошим скрипкам относятся инструменты знаменитых мастеров Амати, Страдивари, Гварнери, Штайнера, Вильома и других мастеров. Все скрипки этих мастеров имеют барочную форму. Закономерно возникает вопрос, а может ли скрипка звучать хорошим звуком, имея другую - не барочную форму корпуса? 

Постараемся разобраться в этом вопросе, но прежде всего, нам нужно выяснить, а какая же форма скрипок была в до барочное время и как могли звучать такие ранние скрипки. На сохранившихся скульптурах и изображениях древних фиделей и ребеков, а также на найденных древнерусских гудках, мы увидим в основном: форму эллипса, грушевидную форму, форму  эллипса с двумя боковыми вырезами и некоторые другие формы.

 1075 – 1211 г.

1050 г.

1180 г.

1250 г.

1270 г.

XIVв.

XVв.

1509 г.

1520г.

В некоторых ранних формах древних фиделей и ребеков мы можем заметить сходство с древнерусскими гудками.



Б. А. Колчин, В. И. Поветкин и другие российские и зарубежные исследователи справедливо отмечали, что ранние европейские фидели и ребеки являются аналогами древнерусских гудков.
Рассмотрим эти инструменты детальнее и проследим их развитие, которое очень похоже на историю развития гудков, о котором мы говорили в первой части нашей публикации. Можно предположить, что у ранних фиделей и ребеков, как и у древнерусских гудков, корпус с шейкой и головкой изготавливался из цельного куска древесины в виде корытца. Ширина корпуса уменьшалась к низу, что позволяло фиксировать инструмент между колен при игре сидя, когда инструмент располагался вертикально. При игре стоя инструмент находился в горизонтальном положении и упирался в плечо, или располагался на плече. В связи с этим изменилась форма инструмента, т.к. была расширена нижняя часть корпуса для удобства его фиксации. Также, горизонтальное положение инструмента позволяло музыканту играть и в положении сидя.
Верхняя дека у ранних скрипок была плоская и имела два резонаторных отверстия. Древние скрипки имели одну, две или три струны, которые располагались в одной плоскости на прямой подставке. Мелодию играли на верхней струне, а остальные струны были фоновые. На двухструнном инструменте также могли играть мелодию и на двух отдельных струнах не используя вторую струну, как фоновую. На трехструнном инструменте существовала возможность играть мелодию на двух крайних струнах, а средняя басовая струна была – фоновой. Прямая подставка располагалась между резонаторных отверстий инструмента. Затем, для расширения диапазона ранних скрипок, была добавлена четвертая струна, а подставку стали делать овальной, т.к. с такой подставкой появилась возможность играть на всех струнах отдельно. В связи с этим, для удобства игры, на шейку инструмента установили овальную дощечку – гриф. Затем, для удобства игры на крайних струнах, на корпусе инструментов стали делать вырезы, чтобы при игре смычок не цеплял за корпус инструмента. Также, для удобства при игре стоя и для удобства настройки инструмента была изменена головка инструмента. В связи с развитием столярного ремесла поменялась и технология изготовления инструмента, его стали склеивать из отдельных элементов, а для удержания возросшего давления четырех струн и повышения общего строя инструмента, верхняя дека скрипки приобрела сводчатую форму. Так сформировалась барочная скрипка.


Теперь следует вернуться к первой части нашей статьи. Там было сказано о проведенных опытах и экспериментах со звуком современных скрипок и древнерусских гудков, которые были изготовлены по особой, комплексной технологии.  При сравнении этих гудков с европейскими ранними скрипками, мы увидим определенное сходство, а если – послушаем как звучат эти гудки, то у нас появится представление и о возможном звучании европейских ранних скрипок.

Звучание гудка без грифа, с плоской декой и тремя струнами. 



Звучание гудка с плоской декой и четырьмя струнами.



Звучание трех гудков.



Звучание гудка грушевидной формы с плоской нижней декой.


Звучание гудка с двумя боковыми вырезами



Звучание гудка с пятью струнами







Звучание гудка - фиделя с двумя боковыми вырезами, плоской нижней декой


Прослушав звук этих разных по форме музыкальных инструментов, можно заметить много общего в их звучании и звучании современных скрипок, а это говорит о том, что звуковые характеристики этих инструментов очень похожи. 
    Также, мною были проведены эксперименты с целью выяснить, как повлияет на звук превращение барочной скрипки в классическую, если при модернизации инструмента использовать особую комплексную технологию. В итоге, никакого значительного изменения в звуке не произошло, т.е. удлинение грифа и шейки, изменение наклона грифа, смена подставки и другие изменения в скрипке не повлияло на звучание инструмента. Причиной этого постоянства в звуке, явилось применение особой технологии, когда изменение одного элемента скрипки можно компенсировать изменением другого элемента скрипки, а при этом акустические характеристики инструмента, практически не изменятся. Таким образом, разница в звуке между так называемой барочной и классической скрипкой заключается в том, что на барочную скрипку устанавливают мягкие жильные струны и изначально изготавливается более тихий инструмент, а на классическую скрипку ставят более яркие струны и сам инструмент изготавливается с другими акустическими характеристиками, что позволяет звучать такой скрипке более громко и открыто. Также на разницу в звуке этих инструментов влияет манера исполнения и употребление разных смычков при игре на барочной и классической скрипках.
  Проведенные эксперименты со звуком среди инструментов, имеющих разную форму и изготовленных из разных материалов показали, что звуковые характеристики  этих инструментов могут быть очень похожими или практически одинаковыми, т.к. применение особой комплексной технологии при изготовлении инструментов одинаковой или разной формы, позволяет регулировать и прогнозировать практически любые звуковые характеристики этих музыкальных инструментов.
    Резюмируя вышеизложенный материал, можно предположить: что современная скрипка имеет народное происхождение, а ранние скрипки существовали по всей Европе уже в X-XIвеках; внешняя форма современной скрипки сформировалась во второй половине XVIвека в эпоху барокко, а в начале XIXвека скрипка была незначительно модернизирована, в основном, для расширения звукового диапазона; основополагающие, принципиальные конструктивные особенности скрипки, которые влияют на звуковые характеристики инструмента, были сформированы уже в ранних скрипках X-XIвеков и используются некоторыми мастерами до настоящего времени; различия в звуке между так называемой барочной и классической скрипкой – практически отсутствуют, т.к. звуковые качества конкретного смычкового музыкального инструмента закладываются при изготовлении того или иного конкретного инструмента любой формы и могут быть самыми разными и прогнозируемыми при условии использования особой комплексной технологии изготовления скрипок. По поводу экстраординарных звуковых качеств скрипок Амати, Страдивари, Гварнери, Штайнера, Вильома и других знаменитых мастеров можно однозначно утверждать, что эти мастера владели специальными знаниями изготовления смычковых музыкальных инструментов, а также нужно отметить выдающийся профессионализм этих мастеров, сумевших зашифровать свои секреты в барочной форме скрипок. Но также, следует признать и очень высокий профессионализм некоторых современных скрипичных мастеров, которые реставрируют старинные скрипки и изготавливают новые инструменты, которые также обладают очень хорошими звуковыми качествами.
   Отвечая на вопрос, почему современные скрипки имеют барочную форму, которая просуществовала более 400 лет, можно предположить, что в связи с социально-экономическим развитием общества, были забыты или скорее надежно спрятаны старинные технологии изготовления смычковых музыкальных инструментов, а единичные попытки возродить такие технологии в скрипках другой формы, вольно или невольно, пресекались и скрывались, что происходит и в настоящее время. Также, можно предположить, что в этом процессе играет большую роль пассивность, инертность и в некоторых случаях недостаточный профессионализм огромной массы музыкантов и так называемых « научных работников» в области истории музыкальной культуры, а с другой стороны  участие некой группы заинтересованных лиц.
В данную часть публикации не вошли некоторые важные материалы, которые требуют дальнейшего анализа и будут опубликованы позже.

В статье использовались общедоступные материалы из 
интернета.

1 comentario:

Оркестр русских народных инструментов (ОРНИ) и народные смычковые музыкальные инструменты.

  Оркестр русских народных инструментов (ОРНИ) и народные смычковые музыкальные инструменты. Более ста лет назад, а точнее, осенью 1887 г...